Коллекция фарфоровой посуды Дулёвского завода
Коллекция фарфоровой посуды Дулёвского завода
В клубе-музее ВМФ представлена уникальная коллекция посуды 1960-х годов. Такой сервиз с военно-морской тематикой создавался специально для кают-компаний кораблей всех флотов Советского Союза на Дулевском фарфоровом заводе, чье клеймо можно увидеть на обратной стороне посуды. Сервиз отличается простотой и отличительной белизной в сочетании с позолотой и блеском глазури.
История предприятия начинается в первой половине XIX века, когда в 1832 году предприниматель-старообрядец Терентий Яковлевич Кузнецов основал недалеко от деревни Ликино в пустоши Дулёво одноименную деревеньку, где и построил фарфоровый завод. Терентий Яковлевич был сыном Якова Кузнецова - крестьянина, который смог себя выкупить, именно отец основал династию “Фарфорофаянсовых королей”, привил детям интерес к своему делу.
За 20 лет Терентий Яковлевич превратил собственное предприятие в одно из ведущих производств фарфоровых изделий в России. Скромная мануфактура выросла в огромный фарфоровый завод, самый крупный из всех существовавших в империи.
Предприятие изначально ориентировалось не только на производство премиальных продуктов, но также и на изделия массового потребления. Это обеспечило широкое распространение и известность среди всех слоев населения. Учитывались как покупательская способность, так и культурные мотивы многонациональной страны. Масштабы производства росли, к созданию художественных образов привлекались именитые живописцы, изделия продавались не только внутри Российской империи, но и за границей. 40-е - 50-е годы стали творческим рассветом молодого завода, это был период рассвета народных мотивов в росписи
В 1864 году завод переходит к внуку Терентия - Матвею Сидоровичу Кузнецову, в годы его руководства завод достиг своего пика. Матвей Сидорович отправлял своих работников за границу для обучения, постоянно внедрял новые технологии.
Кузнецов стремительно расширял свою фарфоровую империю. От отца ему достался Рижский фарфоровый завод. В 1870 году Матвей Сидорович Конаковский фаянсовый завод. В этом же году Кузнецовы арендовали фаянсовую фабрику И.Никитина. Оба предприятия имели огромное количество долгов, а также являлись убыточными. В это время в России наблюдалось стремительное развитие железных дорог, что стимулировало спрос на дрова- основное топливо для фарфоровых и фаянсовых предприятий. Цены на топливо подорожали вдвое, что вместе с долгами двух приобретенных предприятий привело к тяжелым финансовым проблемам для Матвея Кузнецова.
В 1872 году все предприятия Кузнецова получает право наносить на свои блюда и чайники государственное клеймо в виде двухглавого орла. В этом же году Дулёвский предприятие получает свою первую награду на Московской промышленной Ярмарке. Однако это не спасло Кузнецова от проблем, Матвей Сидорович находился на грани банкротства.
В 1874 году Кузнецов пригласил профессионального управляющего Петра Ивановича Ануфриева, который в прошлом был главным бухгалтером на одной из фабрик Викулы Морозова. Ануфриев предложил новую программу: применение механизации и машинных способов росписи; а также строительство казарм для рабочих. С объявлением Кузнецова банкротом в 1876 году и отстранением от руководства на 5 лет, Ануфриев перенял дела. Петр Иванович при помощи Василия Кокорева смог добиться повышения пошлин на импорт фарфора в Россию на 20–50%. Ануфриев заменил дрова на заводах каменным углем, что было вдвое экономичнее и улучшило качество продукции; увеличил плату служащим и рабочим; занялся строительством нового жилья, школ, больниц, библиотек. Благодаря этим действиям предприятие вышло из кризиса
В 1882 году Матвей Сидорович удостоился чести быть представленным императору Александру III и преподнес императрице Марии Федоровне фарфоровый чайный сервиз. В 1887 году было зарегистрировано «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», в которое вошло 7 российских заводов по производству фаянсовой и фарфоровой посуды: в Риге, Дулёве, Новгороде и другие. Товарищество постоянно пополнялось новыми предприятиями.
Фарфоровая империя Кузнецова была настоящим государством в государстве. Заводские приписывались к своим больницам, служили в своих церквях. В управление приоритет отдавался братьям-старообрядцам, что сильно влияло на благонравие места. Здесь не продавали вина и строго блюли нравственность и устои семьи. Зато рабочим выдавались беспроцентные ссуды и служебное жилье.
Дулевский завод был оснащен новым оборудованием, привезенным из Франции. На предприятии вместе с сезонными рабочими работало
свыше восемнадцати тысяч человек. Завод выпускал изысканные сервизы для российского императорского двора, а также доступную посуду, основными покупателями которой были крестьяне, им нужен был недорогой, скромно расписанный товар. Заводской люд предпочитал фарфор средней цены, Купечество приобретало фарфор ярко и богато оформленный. Кузнецов приглашал известных художников для росписи, некоторое время на заводе работа М. А. Врубель. Продукция завода была широко известна в Персии и Афганистане.
“Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова” контролировало 75% капитала всей фарфорово-фаянсовой промышленности, его годовой оборот составлял семь миллионов золотых рублей. В переводе на современные суммы это десятки миллиардов в твердой валюте. Кузнецовские мануфактуры обеспечивали две трети потребностей посудного рынка страны. В 1902 году Матвей Сидорович снискал высшую степень признания со стороны государства и получил звание «официального поставщика императорского двора». Это означало, что любой государственный посудный заказ, в первую очередь, получит «Товарищество Матвея Кузнецова».
Империя Кузнецовых была национализирована в 1918 году с приходом к власти большевиков и уничтожением другой империи - Российской. У семьи остался только Рижский завод, которым они управляли до 1940 года. Когда советская власть пришла в Латвию, последнее предприятие “фарфорофаянсовой империи” было также национализировано.
Фабрика Товарищества Кузнецова была переименована в Дулевский фарфоровый завод имени газеты Правда. На изделиях завода стали размещаться революционные символы новой страны, но большая часть массовой продукции декорировалась в соответствии с самобытными народными традициями по старым образцам.
Завод пережил второе рождение в период индустриализации. Предприятие было реконструировано, при нем были образованы красочный завод и художественная лаборатория. Производство возросло в 3 раза по сравнению с 1913 годом и достигло около 75 млн фарфоровых и фаянсовых изделий в год.
В 1932 году главным художником Дулевского завода становится Петр Васильевич Леонов. При его руководстве начинается творческий рассвет предприятия. В 1937 году Леонтьевский сервиз “Красавица получает диплом Гран-При на Всемирной выставке в Париже. Рисунок на сервизе и по сей день является визитной карточкой Дулевского завода.
Во время войны рабочие предприятия полностью отдало себя фронту. Завод выпускал изоляторы, аптекарскую и госпитальную посуду. После 1945 завод стал возвращаться к мирной жизни, к 1950 довоенный уровень производства был восстановлен. Триумфом предприятия стало участие во Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Жюри выставки наградило Дулевский завод золотой медалью. Медали Гран-при была удостоена работа скульптора Алексея Георгиевича Сотникова «Сокол». Впоследствии графическое изображение этой скульптуры стало торговой маркой завода.
Сервизом “Золотой Олень” 1958 Петр Леонов наметил новое направление для завода - широкое использование в росписи мотивов русского фольклора и народного орнамента, яркой контрастной палитры, с преобладанием оранжево-красного (селенового), зелёного и синего цвета
Творческая жизнь предприятия в 60-е годы была связана с такими людьми как: Константин Григорьевич Кукушин, Виктор Федорович Колосов, Сергей Гурьевич Аникин. Они стремились оттенить белизну фарфора яркими пастельными тонами росписи, золотой обводкой, простым геометрическим рисунком. В 70-е годы выделяется Владимир Яснецов, украшавший сервизы этюдами русской природы.
В постсоветский период завод переходит в собственность трудового коллектива, благодаря художнице Наталье Николаевне Роповой сохраняется традиции дулевского письма на фарфоре. В 2012 году завод переходит в частную собственность. На сегодняшний день Дулевский завод является самым крупным предприятием по выпуску фарфора