ИНЖЕНЕРЫ КОРАБЕЛЬНЫХ СЕРДЕЦ
На Черноморском флоте инженер-механики отметили свой профессиональный праздник
10 января на Черноморском флоте специалисты электромеханической боевой части собрались в Севастопольской кают-компании.
Здесь прошло торжественное собрание по случаю их профессионального праздника. Собравшихся поприветствовал член научно-экспертного совета Морской коллегии, руководитель Духовно-патриотического центра Святого праведного воина Феодора Ушакова, председатель АНО ОПЦ «Севастопольская кают-компания» Сергей Сологуб. Место встречи выбрано не случайно.
Черноморцы здесь бывают часто, ибо в Клубе-музее ВМФ (второе название Севастопольской кают-компании и её важное предназначение) собрана одна из лучших коллекций макетов отечественных подводных лодок, а также таких музейных экспонатов, каким может позавидовать Музей Черноморского флота и даже Центральный военно-морской музей.
Член Русского географического общества, Российского военно-исторического общества и Севастопольского морского собрания, кандидат юридических наук Сергей Сологуб провел короткую экскурсию для ветеранов — бывших командиров электромеханических боевых частей кораблей и подводных лодок, тех, кто считает день флотского инженер- механика своим профессиональным праздником.
Многие из них и сегодня трудятся на благо Вооруженных Сил России, ВМФ и Черноморского флота. Занимая серьезные посты, они поддерживают и укрепляют боеготовность флота, обучают будущих и уже действующих специалистов электромеханических боевых частей.
В их числе немало выпускников Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища (СВВМИУ). Это Герой России вице-адмирал Олег Белавенцев, контр-адмиралы Евгений Кобцев, Андрей Шишкин, капитаны 1 ранга Виталий Манторов, Юрий Наумов и многие другие.
От имени командующего Черноморским флотом вице-адмирала Сергея Пинчука собравшихся офицеров с профессиональным праздником поздравил инспектор группы инспекторов управления ЧФ, в прошлом начальник вооружения и судоремонта Черноморского флота, председатель Совета корпуса инженер-механиков Севастополя, почетный член РОО «Севастопольский совет ветеранов-подводников» контр-адмирал Евгений Кобцев.
Но прежде чем вручить награды и грамоты, подписанные командующим ЧФ, он подчеркнул важность и значимость этой профессии для флота.
– Ровно 170 лет назад Указом императора Николая I в нашей стране был образован Корпус инженер-механиков морского ве- домства, – отметил Евгений Андреевич, – электромеханическая боевая часть на корабле самая многочисленная, и на командире БЧ-5 лежит задача не только обеспечения корабля заданным ходом, подачи электроэнергии на все корабельные механизмы, агрегаты и оружие, но и обеспе- чение корабля водой и холодом.
Командир БЧ-5 и его подчиненные играют первую скрипку в борьбе за живучесть корабля и подводной лодки. Переоценить его значение невозможно.
Самое обширное заведование на корабле у командира БЧ-5. И недаром на подводных лодках командиры БЧ-5 традиционно носили на груди знак командира ПЛ. Поэтому неудивительно, что на флоте командиры электромеханических боевых частей кораблей пользуются высоким авторитетом и уважением.
Такой знак на груди ко многому обязывает. Командир БЧ-5 по праву является одной из главных фигур среди специалистов на корабле. Он должен знать и уметь очень многое. Особенно велика роль командира электромеханической боевой части корабля в походе.
Да и в любых условиях для обеспечения надежности при управлении борьбой за живучесть командир корабля и командир БЧ-5 не должны одновременно оставлять корабль.
Более того, все решения по борьбе за живу- честь при боевых или аварийных повреждениях, вплоть до самых трагических, связанных с эвакуацией личного состава с гибнущего корабля, командир принимает, основываясь на докладах и предложениях командира БЧ-5.
И поэтому не случайно командир корабля и командир электромеханической боевой части до последнего остаются на аварийном корабле, руководя спасением корабля и его экипажа.
Это еще раз подчеркивает, что только прочный служебный контакт, глубокое уважение и доверие друг к другу командира корабля и командира БЧ-5 могут обеспечить успешное решение экипажем корабля всех повседневных и боевых задач в любых условиях обстановки.
Уважаемый адмирал знает, о чем говорит. Выпускник СВВМИУ 1956 года начал свой путь с командира моторной группы средней ПЛ С-338 Каспийской флотилии. Стал командиром БЧ-5 на этой же подлодке, но уже Северного флота. 9 июля 1961 года ему вручили нагрудный знак командира ПЛ, кото- рый он с честью носит до сегодняшнего дня.
64 года «лодочка» на его груди. Похоже, это рекорд не только для инженер-механиков ЧФ, но, возможно, и всего ВМФ.
Особая страница в его служебной лестнице – 5-я оперативная эскадра, где он с момента ее формирования, с 1967-го по 1970 год, был заместителем командира эскадры по ЭМЧ.
Он вошел в летопись 5-й ОПЭСК как первый ЗЭМЧ важнейшего оперативного соединения, созданного для сдер- живания 6-го флота ВМС США в Средиземном море.
Более восьми лет, начиная с 1970 года, он был и первым главным корабельным инженером ЧФ, а затем восемь лет начальником технического управления ЧФ.
Три года Евгений Андреевич исполнял должность начальника вооружения и судоремонта ЧФ.
В свои почти 93 года первый выпускник «Голландии» остается в боевом строю и является непревзойденным авторитетом как военный инженер-механик Черноморского флота, военный аналитик в своей области в ВМФ, глубокий историк и знаток флотских традиций.
Можно только позавидовать его памяти и ясности ума. Это Учитель с большой буквы. Он и сегодня добровольно несет бремя военной службы и учит молодых специалистов как преподаватель и строгий экзаменатор.
Именно он от имени командующего Черноморским флотом вице-адмирала Сергея Пинчука вручил грамоты целому ряду офицеров. Эстафету вручения знаков и наград уже от имени Севастопольского совета ветеранов-подводников продолжил председатель этой авторитетной организации, тоже выпускник СВВМИУ капитан 1 ранга Виталий Манторов.
В числе награжденных вице-адмирал Олег Белавенцев, контр-адмирал Евгений Кобцев, капитаны 1 ранга Сергей Орлов, Юрий Наумов, Леонид Соболев, Александр Юрьев, Виктор Ковалёв, капитаны 2 ранга Борис Григорьев, Валерий Захар, Юрий Лагун и многие другие.
Особая награда была вручена Борису Михайловичу Григорьеву, участвовавшему в погружении дизельной подводной лодки на рекордную глубину в Черном море. Решением Совета Георгиевских кавалеров ему было присвоено почетное звание Георгиевского кавалера с вручением диплома и соответствующего знака за номером 35.
В числе награжденных были не только офицеры запаса и в отставке, но и действующие офицеры. Например, дивизионный механик капитан-лейтенант Эмиль Темиров. Он также получил грамоту и высказал слова благодарности в адрес своих учителей.
В поздравлении командования ЧФ было отмечено, что профессия инженер-механика объединила в своих рядах высокопрофессиональных, самоотверженных и мужественных людей, беспредельно преданных морской службе и своему делу, благодаря напряженному труду которых, высоким профессиональным качествам,
инициативе и творческому отношению к исполнению воинского долга на должном уровне поддерживается техническая готовность кораблей и судов, создаются необходимые условия для защиты южных морских рубежей Российской Федерации.
День инженер-механика ВМФ стал не только праздником, но и обменом опытом, обсужде- нием разного рода проблемных вопросов в деле внедрения новых технологий обслуживания и ремонта техники, обучения молодых специалистов.
– БЧ-5, – говорит Виталий Манторов, – это самый многочисленный личный состав корабля, а там, где личный состав, кроме механизмов еще есть человек, его профессиональная подготовка, душа, его настроение, его стремление выполнить свой долг перед Родиной, и командир БЧ-5 это не только инженер, механик, технарь, но и инженер человеческих душ.
Сегодня идет СВО, наши корабли и подводные лодки решают боевые задачи. И как не вспомнить высказывание известного подводника, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза контр-адмирала Ивана Колышкина, который писал: «В боевой обстановке мысль у людей работает быстрее, чувства обостряются, умножаются силы.
Моряки иной раз за считанные часы устраняют повреждения, которые в обычное время требуют многодневного заводского ремонта... Командир – единственный человек, который видит цель в окуляр перископа.
В считанные секунды ему при- ходится решать задачи из арифметики, тригонометрии, векторной алгебры, определяя курс упреждения, ту невидимую точку на поверхности моря, где выпущенные из аппаратов торпеды встретятся с кораблем врага.
Командир – глаза и мозг атаки. Экипаж – ее сердце, руки и ноги. Для победы нужны все эти ор- ганы вместе. Лодка побеждает коллективом. Ну, а люди пятой бое- вой – на особом положении. Пока лодка в походе, пока она жива – нет такой минуты, чтобы не действовали какие-нибудь из ее механизмов или систем.
Пятая боевая часть всегда за работой. Каждому, кто в ней служит, присущи качества отважного и бдительного бойца, навыки опытного мастерового человека, знания техника...»
Это о них, об инженерах корабельных сердец.
Рекомендуем (много фото и видео) с мероприятия: https://wardroom.ru/news/meropriyatiya/den-inzhenera-mekhanika-flota-v-kayut-kompanii/
Материалы полосы подготовил капитан 1 ранга в отставке Владимир ПАСЯКИН.
Источник: Флаг Родины #2 от 15 января 2025
#НовостиВМФРоссии
Больше фото и видео (рекомендуем):
https://wardroom.ru/news/meropriyatiya/den-inzhenera-mekhanika-flota-v-kayut-kompanii/